Космонавтика — предложено выжить

Предисловие

Коллективная работа, представленная вниманию читателя, написана членами Московского космического клуба — в основном молодыми людьми, горячими приверженцами идеи освоения космоса. Мы взялись за общую концепцию космонавтики около года назад и быстро почувствовали, сколь тяжелый труд лег на наши плечи. Дело не только в том, что «Космическая доктрина» получилась недостаточно проработанной, не дающей полной картины космонавтики СССР — у нас для этого не хватает информации. И не в том, что многие идеи не блещут новизной — мы старались отобрать лучшее из уже накопленного. Суть проблемы глубже. Специалисты и государственные органы все еще не смеют говорить о проблемах космонавтики профессионально и в полный голос, а она тем временем поставлена на грань гибели. Космические ведомства не могут или не хотят заняться действительным обновлением. Правительствам Союза и республик — не до космонавтики.

Необходимо общими усилиями найти выход из кризиса. Иначе статус великой космической державы достанется нашим потомкам лишь в виде смутного воспоминания. Понимание всей серьезности положения заставляет нас идти дальше. За этой брошюрой последуют более детальные разработки плана космической реформы и Предложения к Государственной космической программе СССР. И если наша инициатива поможет собрать конструктивные силы вокруг задачи спасения космонавтики, мы будем счастливы.

Московский космический клуб

Космическая доктрина в СССР: настоящее и будущее

Navigare necesse est
(Мореплавание необходимо)

Введение

Исследование и использование космического пространства — область деятельности, в которой сливаются настоящее и будущее человеческой цивилизации. Меньше полувека прошло с того времени, как люди вступили на этот путь, но уже сейчас ясно, что продвижение по нему определяется объективными закономерностями развития общества.

Наша страна внесла достойный вклад в общечеловеческие усилия по исследованию и использованию космоса. Однако развивающийся в СССР экономический и политический кризис может привести к существенному снижению активности в космосе и даже к полному прекращению космической деятельности в нашей стране.

Было бы непоправимой ошибкой, имея хорошие стартовые условия, богатый опыт, мощную научно-техническую и производственную базу, большие заделы на будущее, допустить свертывание работ по исследованию и использованию космического пространства, причем: (как раз в тот момент, когда космонавтика начала приносить ощутимые результаты, когда темпы развития мировой космонавтики быстро возрастают и ее эффективность постоянно увеличивается.

Чтобы избежать такой ошибки, имеющей далеко идущие последствия, необходимы решительные меры. Сложившаяся ситуация требует объективного анализа, четкой постановки ближайших и долгосрочных целей, разработки широкой программы действий и серьезных усилий по ее осуществлению.

Среди ученых, специалистов и общественности существует серьезная озабоченность растущей угрозой утраты СССР своего космического потенциала. Об этом говорит все большее число критических публикаций и предложений по изменению космической политики*. Тревога звучит в выступлениях на различных семинарах и чтениях по космонавтике.

В то же время в средствах массовой информации, в выступлениях политических деятелей участились призывы «закрыть космонавтику» или ограничиться коммерческими космическими проектами.

Такое положение не может не беспокоить Московский космический клуб — общественную организацию, объединяющую ученых, специалистов, журналистов — всех тех, кому небезразлична судьба космонавтики. В ходе обсуждений вопросов космической политики многие члены клуба пришли к убеждению в необходимости разработки междисциплинарной Концепции развития отечественной космонавтики, которая могла бы послужить основой для разработки комплекса организационных, финансово-экономических и правовых (Мер, а также объединения всех заинтересованных общественных сил ради спасения наследия Циолковского, Королева, Гагарина, выдающихся конструкторов космических систем, тысяч специалистов, открывших дверь в космос не только для нашей страды, но и для всего человечества. Предварительные материалы к такой Концепции, подготовленные группой анализа космической политики на основании докладов и сообщений членов Клуба, и выносятся на суд читателя. Мы считаем, что сейчас, как никогда, необходимо широкое обсуждение проблем отечественной космонавтики, выдвижение и анализ самых разных предложений по ее реформе. Мы отдаем себе отчет в том, что в быстро меняющейся политической и экономической реальности многое из изложенного ниже может потерять свою актуальность еще до того, как дойдет до читателя. Можно надеяться, однако, что основные подходы и принципы останутся верными.

*См., напр.: Авдуевский В. С., Лесков С. В. Куда идет советская космонавтика? — М.: Знание. 1990. — № 4: Постышев В. М. Почему в стране нет единой концепции освоения космоса. — Известия. — 1990. — № 95.

Космонавтика и ее социальные функции

Космонавтика — это особая общественная сфера, Связанная с исследованием и освоением космического пространства.

В рамках нашей задачи можно рассматривать космонавтику как совокупность научных знаний, технических средств, организационных и промышленных структур, направленных на обеспечение присутствия и деятельности человека и созданных им объектов в космическом пространстве и на использование результатов этой деятельности в интересах всех людей, населяющих нашу планету.

Важной составляющей частью космонавтики являются гуманитарные науки и общественные институты, к ведению которых относятся экономика ракетно-космической техники, правовое регулирование космической деятельности, философское и художественное осмысление разбития космонавтики и ее воздействия на человеческую цивилизацию.

Космонавтика интернациональна по самой своей природе. Ее прогресс ведет к усилению материальных и духовных интеграционных процессов, становлению нового глобального мировоззрения, в центре которого стоят общечеловеческие ценности.

Специфика космонавтики заключается прежде всего в том, что кроме побудительного мотива получения практических выгод на ее развитие оказывают существенное воздействие два других мотива общечеловеческого характера: стремление расширять сферу активной деятельности и стремление к познанию. Многие из космических программ имеют в своей основе именно эти побудительные мотивы. Стремление расширить сферу деятельности отражается на большинстве программ, осуществляемых главным образом из престижных соображений, таких, как программа полетов на Луну «Аполлон» или программы орбитальных станций «Салют» и «Мир». Второй мотив существенно влияет на выбор научных программ. Крупномасштабные научные проекты в космонавтике строятся с учетом интересов не только ученых, но и широких масс. Следует отметить также взаимовлияния различных мотиваций в любом космическом проекте.

Для космонавтики свойственно тесное переплетение фундаментальных и прикладных задач, сравнительно быстрый переход фундаментальной проблематики в прикладную.

С помощью космической техники, используя преимущества, которые дают полеты человека и размещение приборов в космическом пространстве, люди решают самые различные задачи — общечеловеческие и национальные, познавательные и хозяйственные, технические и гуманитарные. Попробуем дать их беглый обзор.

Один из фундаментальных вопросов, решение которого немыслимо без космонавтики, связан с невозможностью развитая цивилизации в ограниченном пространстве. Ограничив сферу жизнедеятельности человека нашей планетой, мы неизбежно столкнемся с проблемой истощения ресурсов и экологическим кризисом. Стабилизация общей экологической ситуация без использования внешнего пространства и внешних ресурсов невозможна, так как для сохранения даже существующего уровня производства при значительном ужесточении экологических ограничений необходимы дополнительные затраты, которые, в свою очередь, дестабилизируют экологическую ситуацию. Единственная альтернатива широкому использованию космического пространства для снижения промышленного воздействия на окружающую среду — сокращение потребления, резкое снижение промышленного производства, жесткие ограничения рождаемости. Но подобная альтернатива диктует изменение характера цивилизации, который определяется совокупностью устремлений отдельных индивидуумов, полную культурную «переделку», человечества, что весьма и весьма проблематично. Без космонавтики человеческая цивилизация превращается в замкнутую систему, срок жизни которой ограничен и может оказаться неожиданно малым.

Расширение присутствия и деятельности человека и созданных им объектов во внешнем пространстве требует все более сложных, ииформационно- и энергонасыщенных технических средств. Создание и эксплуатация космической техники, изучение свойств космоса объективно приводят к новым научным и технологическим прорывам, ускоряют научно-технический прогресс. Кoсмонавтика служит испытательным полигоном для научно-технической методологии в экстремальных условиях. Получив опыт эксплуатации технических средств на предельных режимах, можно использовать эти средства для решения практических задач.

Развитие космонавтики связано с повышением степени безопасности человечества, в частности с созданием систем глобального экологического мониторинга, предупреждения и защиты от стихийных бедствий и в перспективе катаклизмов астрономического масштаба.

Одна из важнейших социальных функций космонавтики:— создание объективной основы для мировоззрения, в котором человек осознает себя членом цивилизации, обладающей астрономическим (как в прямом смысле, так и по масштабам) и неотвратимо возрастающим потенциалом и неограниченным временем существования.

При всей принципиальной важности перечисленных проблем основной движущей силой современной космонавтики является необходимость решения практических задач. Средства наблюдения из космоса — важнейший компонент системы стратегической стабильности, надежный гарант начавшегося процесса разоружения и перехода к обеспечению международной безопасности политическими мерами, космонавтика стала органичной частью хозяйственной инфраструктуры десятков государств. Без нее невозможно представить современную сеть связи и массовой информации, метеорологию, геодезию и картографию, морскую и воздушную навигацию. Начата эксплуатация оперативных спутниковых систем дистанционного зондирования Земли. В самом недалеком будущем — промышленное производство принципиально новых материалов для медицины, радиоэлектроники, других отраслей народного хозяйства. Быстро формируется многомиллиардный международный космический рынок.

Методологические задачи, решаемые с помощью космических средств, можно разделить на два вида: задачи общечеловеческой значимости я задачи прикладного характера, решаемые для удовлетворения конкретных общественных и индивидуальных потребностей. Развитие космонавтики станет по-настоящему эффективным в случае их разумного, научно обоснованного сочетания. В этом плане задачи общечеловеческой значимости должны определять приоритетные направления развития космонавтики: задачи прикладного характера — пути рационального движения в выбранных направлениях.

К чему пришла советская космонавтика

Отечественная космонавтика неоднократно демонстрировала значительные успехи как в национальном, так и в мировом масштабе. Несмотря на это, с самого начала существовал ряд факторов, негативно отражающихся на ее развитии.

Основным из них было и остается отсутствие рациональной системы распределения функций управления космической деятельностью. Управление советской космонавтикой складывалось произвольно. Оно отличается, с одной стороны, крайней степенью ведомственной разобщенности, а с другой — монополизмом каждого ведомства на своем направлении. В управление космонавтикой вовлечено высшее политическое руководство страны, Министерство обороны, Министерство общего машиностроения, Министерство авиационной промышленности, Академия наук, ряд других министерств и ведомств. Между ними отсутствует строгое разграничение компетенции и управленческих функций. Существующие органы координации (например, Междуведомственный научно-технический совет по космическим исследованиям при АН СССР) практически бездействуют, поскольку носят представительный характер, и лишены каких-либо серьезных полномочий. Это приводит к недостаточной обоснованности принимаемых решений по космической программе, фактическому отсутствию механизмов контроля общего положения в космонавтике, зависимости космической политики от политической конъюнктуры, случайных и субъективных факторов.

До последнего времени в советской космонавтике практически отсутствовали экономические механизмы регулирования и поддержания баланса интересов различных предприятий и организаций. В итоге мы получили крайне неэффективную систему использования результатов, полученных в ходе выполнения космических программ, неразвитые кооперационные связи, а зачастую отсутствие элементарного рабочего взаимодействия между организациями и людьми, работающими над близкими программами.

Экономическая инфраструктура космонавтики развивалась в основном по законам, общим для народнохозяйственного механизма страны в целом. В частности, ее коснулись кампании по тотальному переходу на самофинансирование, внедрению различных моделей хозрасчете, двухзвенной системы управления и т. п. В настоящее время главный экономический субъект в космонавтике — научно-производственное объединение (НПО) — выглядит как гигантский хозяйственный конгломерат c полным циклом специализированного производства. В центре НПО, как правило, стоит научно-исследовательский институт, а на периферии находятся испытательные мощности и опытно-экспериментальные высокотехнологические производства.

Ясно, что подобный «экономический монстр» не может прокормить себя. Его существование практически полностью зависит от госбюджетных вливаний. Громоздкие, обремененные научно-исследовательской частью космические НПО с узкоспециализированным производством в принципе не могут приспособиться к изменчивой рыночной конъюнктуре.

Нельзя здесь не упомянуть и об институтах Академии наук СССР, нa которые возложены задачи по развитию фундаментальных космических исследований. Многие из них выполняют заказы ракетно-космических ведомств и получают финансирование через эти ведомства. Соответственно академическая наука в частя ее экономического обеспечения оказывается привязанной к прагматическим интересам и часто является первой жертвой ведомственных неурядиц и финансовых трудностей.

В последние несколько лет экономические отношения в области космонавтики начали развиваться. На предприятиях и в научных учреждениях ракетно-космического комплекса предпринимаются разрозненные усилия пo созданию коммерческих структур. Однако этот процесс проходят трудно. По-прежнему остаются неурегулированными отношения собственности, что приводит к несправедливому распределению доходов, получаемых в результате коммерциализации продуктов космической деятельности. Нередко основную прибыль от коммерческих операций в космонавтике получают не те, кто выполнил основную работу, а те, кому в директивном порядке поручено продавать полученные результаты. Такое положение приводит к снижению инициативы, тормозят развитие рентабельных отраслей космонавтики.

Большую озабоченность среди специалистов вызывает непродуманность кампании конверсии предприятий, связанных с космонавтикой. Кроме того, при сокращении расходов на оборону военные ведомства в первую очередь экономят на тематике, прямо не связанной с оборонными задачами. Таким образом урезаются многие перспективные работы по «гражданской» космонавтике, а вместо них на предприятия космической индустрии спускаются абсурдные задания по выпуску дешевого ширпотреба. Можно предвидеть, что конверсия в космическом комплексе, выполняемая в рамках нынешней организационной структуры, еще больше осложнят положение в космонавтике. С другой стороны, эффект такой конверсии для экономики страны будет весьма малым, а скорее всего, даже отрицательным, вследствие разрушения сложившейся производственной структура и затрат на переоборудование и переобучение персонала.

Осложняет зарождение новых эффективных экономических отношений при осуществлении космической деятельности и отсутствие соответствующего законодательства. В СССР нет ни одного (если не считать Указов Президиума Верховного Совета СССР об учреждении Дня космонавтики и почетного звания «Летчик-космонавт СССР») открытого законодательного акта, регулирующего космическую деятельность. Отсюда — трудности в отношениях между организациями, возможность волюнтаризма при принятии решений, незащищенность прав занятых в космонавтике людей.

Советская космонавтика объективно является частью мировой космонавтики, однако частью, до сих пор изолированной. За все более тесным и эффективным взаимодействием США, Японии, Канады, страд — членов Европейского космического агентства Советский Союз наблюдает по большей части со стороны. Широкому участию в крупных международных проектах мешают организационная и технологическая несовместимость, отсутствие механизмов кооперации, закрытость нашей космонавтики, проблемы связи и информации. Организацией взаимодействия по программе «Интеркосмос» не удовлетворены ни советские специалисты, ни их коллеги из стран бывшего СЭВа. Последние политические события в Восточной Европе ставят под сомнение судьбу и этой программы.

Большой вред космонавтике принесла и продолжает приносить иррациональная информационная политика.

Режим чрезмерной секретности на десятилетия затормозил развитие коммерческой космонавтики, мешает использованию полученных результатов в народном хозяйстве, развитию международного сотрудничества и разделению труда в космонавтике. Необъективная идеологизированная система информирования общественности о космической деятельности привела к развитию синдрома «отторжения» космонавтики в общественном сознании. Долгое время скрывались все трудности и острые ситуации в космосе. Это привело, в частности, к тому, что полная драматизма история отечественной космонавтики не была достойно отражена в литературе, вообще в искусстве, к падению престижа отечественной космонавтики.

В последнее время к названным негативным фактора прибавились последствия общего экономического кризиса в стране и нестабильной внутриполитической ситуации.

Инфляция, дефицит бюджета и материальных ресурсов, сокращение государственных заказов на деле ставят под угрозу не только перспективные научные исследования, но и разработки, имеющие большое значение для народного хозяйства. Рассыпается высокопрофессиональный кадровый состав космической отрасли, уникальный опыт и знания специалистов оказываются невостребованными.

Внутриполитическая нестабильность, поляризация политических сил, неурегулированность отношений между республиканскими и союзными властями блокируют принятие ответственных решений, затрудняют прогнозирование перспектив отечественной космонавтики, препятствуют полнокровному участию СССР в международном сотрудничестве в космосе.

Совокупное действие всех этих внутренних и внешних для космонавтики факторов может привести к прекращению космической деятельности в нашей стране. Это не сгущение красок. Достаточно Верховному Совету принять уже прозвучавшее предложение приостановить финансирование работ по космонавтике на несколько лет — и космонавтике больше не подняться. Если ограничить космическую деятельность только выполнением программ, дающих прямой экономический эффект,—отечественная космонавтика также не сможет выжить. Из-за возрастающего технологического отставания через несколько лет станет более выгодным покупать спутники и космические услуги за рубежом — в США, Европе, Китае.

Реформа космонавтики: основные направления

Что можно сделать для того, чтобы избежать исхода, за который нам будет стыдно перед потомками?

Необходимо радикально изменить принципы формирования космической политики, механизм воплощения ее приоритетов, создать здоровую экономическую и юридическую основу космонавтики, поднять ее престиж.

Главная цель реформы заключается в том, чтобы эффективно использовать все стороны космической деятельности на благо человека и, как следствие, обеспечить общественную поддержку космическим программам.

Основным направлением реформы в космонавтике должно стать приведение ее в соответствие с ожидаемым результатом реформ в стране в целом — созданием системы демократического управления государством, переходом к рыночной экономике, укреплением правовых основ жизни общества.

Такой подход определяет первоочередные задачи реформы:

  1. Реорганизация системы управления космонавтикой.
  2. Развитие экономических методов регулирования космической деятельности.
  3. Создание законодательной базы космической деятельности.
  4. Совершенствование информационной политики в космонавтике.
  5. Совершенствование системы подготовки кадров и аэрокосмического образования,
  6. Усилие интеграции отечественной космонавтики в мировую.

Для реализации перечисленных задач необходимо создание системы общественных институтов, которые позволяли бы формулировать адекватные перспективные и текущие цели космонавтики, находить оптимальные организационные и достаточные материальные средства обеспечения космических проектов и программ, объективно оценивать полученные результаты и корректировать по ним ранее принятые решения.

Роль государственных органов в этой системе была и в обозримом будущем останется определяющей. Это подтверждает опыт и нашей страды, и всех других стран, имеющих собственные космические программы. Поэтому именно государственные органы должны взять на себя основную долю ответственности по инициированию и проведению реформы.

Вместе с тем реформа космонавтики как крупной общественной сферы немыслима без привлечения широкой общественности. Вся система организации космической деятельности должна быть основана на демократических принципах, предусматривающих участие и понимание обществом сути н характера предпринимаемых действий. Попытка провести реформы в космонавтике без широкого обсуждения и одобрения народом заведомо обречена на провал. Первым условием успеха реформы является открытое дискуссионное рассмотрение наболевших проблем космонавтики специалистами и общественностью, анализ самых разных предложения. При проведении реформ в отечественной космонавтике необходимо учесть федеративное устройство государства. Существующие космические структуры соответствуют унитарному государству. Преобразование Союза создает новую политическую ситуацию, которая, несомненно внесет коррективы в механизмы формирования космической политики, финансирования космических программ, их реализации и в предлагаемые ниже модели.

Как управлять космонавтикой?

Кaким может быть пореформенный механизм управления космической деятельностью? Не претендуя ни на оригинальность, ни на истину в последней инстанции, в качестве отправной точки дискуссии можно дать эскиз организации космической деятельности в нашей стране.

Первым шагом реформы должна стать передача права принятия принципиальных решений по космической политике высшим законодательным и исполнительным органам — Верховному Совету СССР и Президенту.

Такой подход должен обеспечить демократический характер управления космической деятельностью в стране, персональную ответственность руководителей за развитие космонавтики, надлежащий контроль за расходованием выделяемых на космонавтику средств. В ведении Президента должны, находиться вопросы формирования основ государственной политики в области космонавтики, решения по приоритетности космических программ, предложения по долгосрочному и оперативному финансированию государственных космический программ, вопросы назначения и отставки руководителей государственных космических организаций.

Верховный Совет СССР по представлению Президента утверждает Государственную космическую программу, годовой бюджет космонавтики.

Для выполнения этих функций в аппарате Президента и в составе Верховного Совета создаются специальные экспертные органы.

Федеральный Совет по космонавтике. Центром, вырабатывающим космическую политику страны должна стать новая государственная организация — Федеральный совет по космонавтике (ФСК). Необходимость coздания такого органа диктуется важностью разделения функций определения целей и исполнения космических программ. Опыт нашей страны и, скажем, США дает немало примеров, когда отсутствие четкости в таком разделении к принятию программ, которые, будучи выгодными конкретным организациям не всегда являлись, таковыми для государства.

Другая важнейшая задача ФСК — учет и реализация интересов субъектов Федерации в космонавтике. Для этого в его состав должны войти представители союзных республик. Их задача — определение доли республик в финансировании космических программ, справедливое, распределение доходов от космической деятельности между республиками, участие в формировании общегосударственной политики в космонавтике.

Основными функциями ФСК являются:

  • разработка рекомендаций Президенту страны по основным принципам государственной политики в области космонавтики, а также по подготовке соответствующих законопроектов и иных директивных документов, исходящих от Президента;
  • разработка Государственной космической программы в рамках установленной государственной политики;
  • подготовка рекомендаций Президенту страны.

Невозможно быстро решить все связанные с этим проблемы, но необходимость такого решения очевидна.

Об экономике космической деятельности

Коренная реформа в космонавтике требует разработки экономических моделей, приспособленных к осуществлению высокотехнологического производства в условиях рынка.

Пря рассмотрении таких моделей необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

  • тесное переплетение фундаментальных космических исследований, опытно-конструкторских работ, производства космической, техники и ее эксплуатации;
  • высокую стоимость работ, связанных с осуществлением космической деятельности, и соответствующих материальных фондов;
  • невозможность организации крупносерийного производства в космической промышленности, постоянное обновление образцов космической техники, оборудования и аппаратуры;
  • узость внутреннего рынка для наукоемкой продукции в космической промышленности и результатов космических исследований;
  • большое давление политических факторов при осуществлении космической деятельности.

Соответственно адекватная экономическая модель космонавтики должна предусматривать:

  • наличие госбюджетных ассигнования как основного источника финансирования практически на всех стадиях технологического цикла;
  • диверсификацию производств;
  • гибкость организационных форм, обладающих возможностью оперативной переналадки отдельных производственных участков на выпуск новой продукции;
  • создание значительных резервных и страховых валютно-финансовых фондов;
  • прямой выход космических фирм на мировой рынок.

В связи с известными финансовыми трудностями остро стоит вопрос о коммерческой космонавтике, способной вернуть хотя бы часть средств, вложенных в создание и развитие космического комплекса. Продуманная система коммерциализации космических наработок, как показывает мировая практика, дает значительный экономический эффект. Размеры государственного финансирования космонавтики определяются характером космических программ и степенью отработанности космической технологии. Чем эффективнее в коммерческом смысле космическая программа, тем меньшее участие в ней должно принимать государство.

Эта парадоксальная на первый взгляд, ситуация объясняется тем, что государство плохой торговец. Опыт свидетельствует, что максимальную прибыль и развитие коммерчески выгодного направления удается получить, только передав это направление негосударственным структурам. Государственные органы должны вкладывать финансовые средства и материальные ресурсы в космические проекты лишь в качестве стартового капитала. Как только доходы от данною проекта уравняются с расходами, он должен быть передан в ведение самостоятельным хозяйственным субъектам. Доходы государства на авансированные средства в этом случае образуются через налоги и арендную плату за использование государственной собственности.

Для продвижения в этом направлении на данном этапе, с нашей точки зрения, было бы оптимальным вычленение отдельных участков госбюджетных организаций и планово-убыточных предприятий в хозяйственные самостоятельные венчурные фирмы или создание таких фирм совместно с другими советскими и зарубежными предприятиями.

Венчурные фирмы в форме кооперативов, малых предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, увязанные по холдинговой схеме, могли бы служить для космонавтики источником отдельной финансовой подпитки. Они могли бы использоваться для оперативного выпуска на основе космической технологии различных товаров промышленного и потребительского спроса. Наконец, они могли бы взять на себя риск осуществления операций на международном космическом рынке, предохраняя тем самым крупные родительские НПО от неравнопрочных связей с мелкими зарубежными посредническими фирмами.

Большой экономический потенциал космонавтики скрыт в интеллектуальной собственности, созданной за 30 лет космических исследований и разработок ракетно-космической техники. Он может быть реализован только тогда, когда будут признаны в качестве равноправных субъектов государство, финансирующее космическую деятельность, предприятие как организованная форма ведения такой деятельности и конструктор или коллектив специалистов, умом которых создается тот или иной космический аппарат. Автор изобретения или «ноу-хау», сделанных в ходе космического эксперимента, должен получить право использовать свой интеллектуальный продукт либо контролировать его использование государством на договорной основе. В противном случае мы потеряем не только интеллектуальный капитал космонавтики, в силу известной невосприимчивости советской экономической системы к техническим инновациям, но и «мозги», которые ныне в большой цене в мировых научно-технических центрах.

Законодательная база космической деятельности

Любые идеи могут быть реализованы в человеческом обществе двумя способами: с помощью директивных указаний либо с помощью нормативных актов. Первое характерно для иерархических, авторитарных систем и совершается обычно в негласных формах применительно к каждому конкретному случаю. Второе характеризует демократические системы и предполагает гласность официально установленных нормативных требований и их сознательное применение самостоятельными субъектами. Именно по этой причине процесс демократизации в нашей стране идет нога в ногу с процессом построения правового государства. Поэтому реформа в космонавтике, направленная на укрепление самостоятельности организаций, участвующих в космической деятельности, и стимулирование инициативы занятых в космической науке и технике специалистов немыслимы без разработки и принятия космического законодательства.

В целом в космическом законодательстве должны отражаться все те организационные и экономические мероприятия, о которых говорилось выше. Закон — это специфическое общественное средство реализации поставленных задач. Однако для того чтобы выполнить свои функции, при разработке законодательства необходимо учитывать состояние общества, его социальных институтов, иные привходящие обстоятельства.

В нашем случае к таковым относятся:

  • общая неразвитость правовой системы СССР и полное отсутствие правового регулирования деятельности, связанной с созданием и использованием высоких технологий, имеющих стратегическое значение;
  • невосприимчивость оборонных отраслей к правовым методам регулирования своих отношений с контрагентами;
  • продолжающийся процесс разделения компетенции между центром и субъектами федерации;
  • наличие ряда международно-правовых актов, регулирующих космическую деятельность в глобальных масштабах;
  • наличие развитого космического законодательства в США и ряде других космических держав.

С точки зрения содержания в законах, регулирующих космическую деятельность, должны прежде всего устанавливаться принципы космической политики СССР.

К ним на наш взгляд, относятся:

  • принцип исследования и использования космического пространства на благо народов СССР и всего человечеств;
  • принцип свободы исследования и использования космоса;
  • принцип неприсвоения космоса и его частей;
  • принцип международного сотрудничества и взаимной помощи;
  • принцип ответственности государства за национальную космическую деятельность.

Далее в законодательном порядке должны быть установлены государственные органы, отвечающие за разработку национальной программы и контроле за соответствием космической деятельности установленным требованиям. Необходима регламентация деятельности этих органов, разграничение их компетенции и ответственности, четкое решение процедурных вопросов.

Одна из задач космического законодательства — защита прав организаций и граждан, вовлеченных в космическую деятельность. Права собственности, иные имущественные вопросы, трудовые отношения и социальные гарантии — весь комплекс связей, возникающих между космическими фирмами и их сотрудниками, а также между ними и соответствующими государственными органами, должны быть урегулированы открытым законодательством.

Наконец, в законодательном порядке должна быть установлена ответственность за ущерб, причиненный организациям и гражданам, а также за неблагоприятные экологические последствия ракетных запусков, падении частей космических аппаратов и т. п. Здесь следовало бы предусмотреть дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность должностных лиц, виновных в нарушении принципов космической политики и правил осуществления космической деятельности.

Особый разговор о правовом регулировании коммерческой космонавтики. Дело в том, что коммерция без права в принципе невозможна. Коммерческие отношения — это отношения равноправных партнеров, которые обмениваются не только принадлежащим им продуктами, но и правами на эти продукты. И не случайно в США после принятия Закона об аэронавтике и исследовании космического пространства в 1958 г. каждый новый закон в этой области принимался тогда, когда очередная «созревшая» отрасль космонавтики передавалась для коммерческого использования. Так, в 1962 г. был принят Закон о коммерческих спутниках связи; в 1964 г. — 3акон Ф коммерческих запусках и Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли; в настоящее время рассматривается Закон о страховании в ходе космических запусков и полетов.

В нашей стране также придется пойти по пути разработки законопроектов о коммерциализации космической деятельности либо законопроектов по отдельным направлениям коммерческой космонавтики. Эта задача приобрела особую остроту в связи с выходом наших предприятий и организаций на международный космический рынок. Любой внешнеторговый контракт представляет собой юридический документ, привязанный и защищенный определенной правовой системой. Если этой системы нет, то соответствующая сторона оказывается в крайне невыгодном положении. В случае нарушения контрагентом своих обязательств она лишена реальных возможностей защитить свои интересы. Попытки заключения внешнеторговых сделок по высоким технологиям без защиты интеллектуальной собственности и промышленных секретов на уровне национального законодателъства — это, по существу и есть скрытая распродажа национального достояния.

Совершенствование информационной политики в космонавтике

Мы уже упоминали в том вреде, который принесла отечественной космонавтике чрезмерная секретность, необъективная и идеологизированная система информирования общественности о космической деятельности. Необходим переход к открытой информационной политике.

Для успеха реформы в космонавтике нужно дать обществу возможно более полную информацию об организационной структуре советской космонавтики, о принципах и направлениях космической политики, объемах финансирования космических проектов, производственном потенциале, текущих н перспективных проблемах развития космонавтики, осуществленных и нереализованных космических проектах.

Снятие грифа секретности с отдельных документов проходит под полным контролем первых отделов космических ведомств, которые не всегда могут правильно оценить значение той или иной информации, возможность ее публикации в открытой печати и зачастую пользуются устаревшими инструкциями.

Для оперативного выхода из создавшегося положения было бы полезно создание Временной вневедомственной комиссии по гласности в космонавтике (при Верховном Совете или Кабинете Министров СССР). В эту комиссию должны войти специалисты космических ведомств, АН СССР, Министерства обороны, КГБ. Комиссия должна определить характер тех данных, которые должны остаться закрытыми (военные, технологические и коммерческие секреты), и новые правила работы с секретными материалами, соответствующие сегодняшним реалиям. Средства массовой информации, заинтересованные организации и специалисты должны получить свободный доступ к рассекреченным сведениям. После завершения работы комиссии ее функции могут быть переданы Федеральному совету до космонавтике.

Конечно, этим проблемы информационной политики не исчерпываются. Необходимо значительно расширить возможности публикаций но вопросам космонавтики. Результаты в этом направлении могут быть получены как путем хорошо налаженного сотрудничества космических организаций со средствами массовой информации, так и путем создания новых изданий по космической тематике для специалистов и для широких слоев общественности. Актуальной задачей является организация общедоступных банков данных по космонавтике. Можно подумать и о создании Государственной публичной космической библиотеки.

О подготовке кадров в аэрокосмическом образовании

Важнейшую роль в развитии космонавтики и эффективном ее взаимодействии с обществом играет аэрокосмическое образование. Движение вперед невозможно без подготовки специалистов, способных создавать все более сложную технику и технологии, вести фундаментальные исследования. Приходится вести речь о комплексе взаимосвязанных задач. Космические отрасли науки и техники требуют отбора способной молодежи — достаточно вспомнить удачный опыт американской государственной программы «Мерит», которая уже со школьной скамьи помогала тысячам одаренных молодых людей в получении образования, ориентированного на космические исследования. Обучение в вузах требует сегодня современного оснащения учебного и исследовательского процесса, привлечения к преподаванию ведущих ученых и практиков. Вопросом первостепенной важности становится подготовка будущих специалистов к международному сотрудничеству, к экономическим отношениям. Должно расширяться наше участие в международных обменах учебными программами, студентами и стажерами.

На перечень вузовских профессий все большее воздействие будет оказывать формирующийся в стране рынок труда. Но в подготовке космических специальностей государственное регулирование должно оставаться определяющим. Нужна реклама аэрокосмических профессий среди поступающих в вузы. Важнейшими вопросами являются продолжение образования, стажировки молодых ученых и специалистов, создание условий для творческой работы. Требует внимания пересмотр системы подготовки научных кадров высшей квалификации. Особый вопрос — привлечение к работе в космонавтике отечественных специалистов, уезжавших за рубеж и прошедших там школу работы в исследовательских центрах и на фирмах.

Аэрокосмическое образование — это и повышение уровня информированности общества о сути и задачах космических исследований и практики космонавтики, об изменениях в сознании человека, которые несет его космическая деятельность. Здесь велика роль прессы, специальных теле- и радиопрограмм.

В ближайшие годы государство, скорее всего, не будет в состоянии вкладывать большие средства в аэрокосмическое образование. Следовательно, об этом должны заботиться и космонавтика, и гражданское общество. Деньги в аэрокосмическое образование должны вкладывать космические ведомства и предприятия, коммерческие организации и различные фонды. Эти средства должны быть освобождены от налогов. Надо привлекать и международные фонды.*

* О проблемах аэрокосмического образования см. далее статью Б. Н. Кантемирова.

Интеграция в мировую космонавтику

Международное сотрудничество в космонавтике объективно необходимо, поскольку масштабы и задачи космической деятельности соразмерны цивилизации, ее общим потребностям. Космонавтика по сути своей планетарна. Гигантская концентрация усилий и средств требует и международной кооперации, и международного разделения труда. Набирает силу процесс использования достижений космонавтики развивающимися странами, появление все новых национальных космических структур.

В последние годы перед отечественной космонавтикой, ранее закрытой, встала задача разработки новых подходов к международному сотрудничеству. При этом было бы весьма полезным учесть накопленный мировой опыт.

Известна практика США, которые вовлекают другие страны в свои национальные программы, оставаясь их лидерами. Иностранные участники довольствуются ролью исполнителей отдельных проектов. При этом международное сотрудничество в космосе оказывается подчиненным приоритетам национальной космической политики США. Зарубежные участники вкладывают в совместные программы свой финансовый и интеллектуальный потенциал, а конечными результатами распоряжаются США.

По иному построена программа сотрудничества стран — участниц Европейского космического агентства (ESA). Каждая страна участвует в программах в которых она заинтересована, на договорных началах. При этом участие в управлении международным проектом и в использовании полученных результатов определяется финансовым вкладом каждого государства в данный проект. Примечательной особенностью практики ESA является безусловная охрана авторских прав каждого специалиста на созданный им интеллектуальный продукт.

Мы полагаем, что предпочтительным для отечественной космонавтики было 6ы участие в международных космических программах, построенных на принципах, сходных с принципами Европейского космического агентства. К слову, нечто подобное существовало у нас в практике международного сотрудничества по программе «Интеркосмос». К сожалению, эта программа основывалась на так называемом «принципе отсутствия взаимных расчетов», что приводило к крайне неадекватным вкладам участников в совместную деятельность. СССР, помимо прочего, предоставлял ракеты-носители и иную космическую технику, а другие страны — отдельные приборы, стоимость которых несопоставима. Такое сотрудничество, при полной неурегулированности вопросов использования полученных результатов, в новых условиях оказалось нежизнеспособным. Тем не менее сложившиеся кооперационные связи между научными учреждениями и предприятиями стран — участниц «Интеркосмоса» при правильной постановке дела можно было бы использовать к взаимной выгоде сторон.

Пристального внимания заслуживает деятельность международных космических организаций, основывающихся на коммерческих принципах, таких, лак INMARSAT и др. С нашей точки зрения, принципы построения и деятельности таких организаций позволяют наилучшим образом сочетать, интересы разных стран в использовании космоса для решения практических задач. В этой связи как положительный факт следует рассматривать недавнее вступление СССР в международную организацию глобальной спутниковой связи INTELSAT.

В последнее время определенной популярностью пользуется идея мирового космического агентства. По всей видимости, СССР мог бы принять участие в деятельности такого агентства — при трезвой оценке, однако, своих возможностей и строгом соответствии проводимых агентством проектов целям национальной космической политики СССР*.

* См. статью О. Стейнброна, Б. Корделла в этом сборнике.

Управленческие решения: принятие и реализация

Попробуем сравнить, как принимаются определяющие решения в существующей системе управления космонавтикой и как они должны приниматься в рамках, описанной схемы управления.

Действующая в настоящее время в СССР долгосрочная космическая программа разработана в ЦНИИМАШ (Министерством общего машиностроения). Она основана на анализе предложений организаций, использующих результаты космической деятельности, и принята СМ СССР. Программа засекречена, но даже опубликованная краткая рекламная выжимка из нее дает основания предполагать, что сумма интересов отдельных ведомств и организаций не отвечает в полной мере интересам государства и общества.

Кроме того, очевидно, что в нынешней политико-экономической ситуации программа невыполнима и не может быть ориентиром для практической деятельности. Такое положение — прямое следствие отклонений от рациональной (и общепринятой в мировой практике) системы принятия решений в космической деятельности. Эта программа не опирается на целостную концепцию, не учитывает неизбежных изменений в экономических структурах, не обеспечена законодательной поддержкой и, в конце концов, не известна не только широкой общественности, но и специалистам.

Динамику принятия и реализации управленческих решений в области космонавтики с учетом изложенного выше можно представить в следующем виде:

  1. Федеральный совет по космонавтике с учетом интересов республик, заказчиков на космическую продукцию и услуги, производителей космической техники формирует Государственную космическую программу и предложения по ее бюджетному финансированию. В формировании программы принимают участие полномочные представители Государственного комитета по космонавтике, АН СССР, Министерства обороны, других государственных организаций, участвующих в космической деятельности. Запрашиваются предложения и информация о планах негосударственных предприятий и организаций, связанных с космонавтикой.
  2. Проект программы направляется Президенту СССР, открытая часть проекта (не связанная с оборонными задачами) публикуется.
  3. Президент СССР в случае своего согласия с положениями программы направляет ее в Верховный Совет СССР. В противном случае — возвращает на доработку.
  4. Верховный Совет СССР принимает закон, определяющий режим финансирования Государственной космической программы по основным позициям, и направляет его в Государственный комитет по космонавтике к исполнению. Верховный Совет в случае несогласия может возвратить программу на доработку.
  5. Государственный комитет по космонавтике на конкурсной основе распределяет государственные заказы между предприятиями и организациями. При выборе того или иного исполнителя он руководствуется результатами экспертизы представленных исполнителями проектов.
  6. Исполнители государственных заказов совместно со своими субподрядчиками организуют работы по их выполнению, реализуя тем самым Государственную космическую программу,
  7. Предприятия и организации в качестве самостоятельных хозяйственных субъектов могут на договорных началах принимать участие в финансировании Государственной космической программы или проводить собственные космические проекты в рамках действующего законодательства.
  8. В ходе выполнения Государственной космической программы Президент и Верховный Совет принимают оперативные решения по коррекции космической деятельности. При этом они руководствуются результатами экспертиз и материалами обсуждения Государственной программы и процесса ее реализации специалистами и общественностью.

Космонавтика и общество

Основное условие существования космонавтики в демократическом обществе — общественная поддержка ее целей, задач и методов действий. Это определяется тем, что космонавтика является сферой деятельности, обращенной в будущее.

Общественная поддержка космических программ обеспечивается только в случае эффективной космической деятельности, которая на практике показывает, что развитие космонавтики реально направлено на благо людей. Однако проблема поиска взаимопонимания по вопросам космонавтики между обществом, структурами власти и специалистами этим не исчерпывается.

На наш взгляд, достижению такого взаимопонимания способствовала бы активная деятельность общественных организаций, связанных с космонавтикой.

Для развития космонавтики полезны самые разные, общественные организации, участвующие в развитии связей между космонавтикой и обществом. Такие организации существуют вo всех развитых космических державах мира и уже давно доказали право на свое существование. Они эффективно взаимодействуют, с одной стороны, с практической космонавтикой, органами власти и промышленными структурами, а с другой — с широкой общественностью, помогая найти взаимопонимание по актуальным вопросам освоения космоса, организуя обмен идеями и обсуждение космической проблематики.

Существен вклад таких организаций в установление и развитие связей между специалистами по космонавтике на международном уровне*.

Конечно, проблема отношений «космонавтика — общество» сложна, многогранна и она будет стоять перед людьми постоянно. Ее актуальность, внимание к ней постоянно растут во всех страдах, участвующих в космической деятельности. Ясна необходимость ее серьезного и постоянного изучения. Может быть, серьезный вклад в исследования этих отношений сможет внести Планетарный центр космических философских исследований на Алтае, идея которого обсуждается в нашей стране и за рубежом.

* См. далее заметку С. А. Жукова.

** См. № 5 за этот год.

Заключение: поводы для осторожного оптимизма

Для отечественной космонавтики первейшей задачей должно стать возвращение ее долгов перед обществом — как в экономическом, так и в гуманитарном смысле. Исходя из этого и тех подходов, о которых говорилось выше, попытаемся сформулировать основные задачи отечественной космонавтики на современном этапе:

  1. Сохранение достигнутого уровня paзвития космонавтики в современных сложных политических и экономических условиях.
  2. Проведение глубоких организационных реформ с целью повышения эффективности космической деятельности.
  3. Установление более тесных связей между космонавтикой и обществом.

При детальной проработке целей и задач космонавтики необходимо учитывать, что существующие в стране экономические трудности, проводимые с целью их преодоления реформы неизбежно вызовут сокращение общего объема космической деятельности. В этих условиях надо приложить максимум усилий для сохранения и укрепления тех направлений космонавтики, которые, с одной стороны, обещают высокую эффективность, а с другой — имеют в нашей стране сложившуюся прочную основу. Исходя из задач общечеловеческого характера крайне важно сохранить достигнутое в области пилотируемой космонавтики и фундаментальных исследований космического пространства. С точки зрения насущных проблем, приоритетное значение должно быть придано коммерциализации накопленного научного и технического потенциала.

Нет сомнения, что переход к «новой» космонавтике не будет ни быстрым, ни легким. Однако есть несколько благоприятных факторов, которые позволяют смотреть в будущее с «осторожным оптимизмом». Из них можно отметить следующие:

  1. Высокий интеллектуальный потенциал людей, занятых в космонавтике, при правильном его использовании может обеспечить продуманность и взвешенность преобразований.
  2. Большинство участвующих в космической деятельности специалистов понимают необходимость реформы управления космонавтикой и объективно заинтересованы в ее эффективности.
  3. Существует возможность использовать положительный и негативный опыт, полученный при проведении реформ в экономике нашей страны в целом.
  4. Известен богатый опыт управления космической деятельностью в странах с развитой экономикой и демократической системой управления.
  5. Возрастающие возможности открытого обсуждения проблем космонавтики позволяют надеяться на общественный контроль за проводимыми мероприятиями.

И последнее. Подмечено, что важнейшие шаги по совершенствованию научно-технического потенциала совершаются в условиях кризисной ситуации, «под действием страха и давления». Может быть, и нынешнее тяжелое положение в отечественной космонавтике станет источником значительного ее усиления. Возможно, такое развитие будет связано с совершенствованием системы управления космонавтикой.

Материалы сборника подготовила рабочая группа по анализу космической политики Московского космического клуба под руководством И. М. Моисеева, научная редакция — В. М. Постышева.

В подготовке материалов участвовали:

Ю. А. Абрамов, Л. В. Галушко, С. А. Жуков, Б. Н. Кантемиров, А. А. Лебеденко, Л. В. Лесков, Б. А. Николаевский, О. Э. Моисеева, Н. А. Путилин, Г. С. Хозин.

Мы благодарим членов и гостей Московского космического клуба, а также В. В. Аксенова, Н. С. Мельникова, Г. Р. Успенского, других участников работы «круглого стола» «Организация и управление советской космонавтикой» Международной общественно-профессиональной дискуссии «Кому нужен космос на Земле» (Москва, 11-15 февраля 1991 г.) за критику и ценные замечания.

Редактор Вирко И. Г. — Москва, «Знание», 1991г. — 64 с., ил. — Новое в жизни, науке, технике. Серия «Космонавтика, астрономия»; № 10